Психологическая готовность к школе — это желание получать знания, умение сосредоточиться, выполнять задание, данное учителем (а оно далеко не всегда бывает интересным и занимательным), определенный уровень развития внимания, мышления, памяти, воображения, это достаточно обширный набор знаний об окружающем мире и развитая речь.
Психологическая готовность к школе не возникает сама собой при выполнении учебных заданий — она формируется всей дошкольной жизнью ребенка. Если в течение шести лет развитию ребенка не уделялось должного внимания — ему мало читали, с ним не играли, не рисовали, у родителей не находилось времени поговорить с сыном или дочерью — вряд ли удастся скорректировать такую ситуацию за несколько месяцев.
Проверьте, владеет ли ваш ребенок достаточным запасом знаний. Предложите ему несколько вопросов, например:
Как зовут твоих родителей (имя, отчество, фамилия).
В каком городе ты живешь? Какие еще знаешь города?
В какой стране ты живешь?
Каких ты знаешь домашних животных? А каких диких?
Если на улице растаял снег, появляются первые листочки — какое это время года?
Какое сейчас время года? Откуда ты знаешь?
Свитер, пальто, шапка, шорты — как можно назвать одним словом?
И т. п.
Вы сами легко оцените результат. Может ли ребенок классифицировать, обобщать и выделять существенные признаки? Может ли внятно изложить свою точку зрения? Если нет, постарайтесь больше времени уделять совместным прогулкам, фиксируйте его внимание на увиденном, помогите соотносить наблюдения с уже имеющимися знаниями. Дома вы можете попросить рассказать о своих впечатлениях; такие рассказы нужно заинтересованно выслушать, даже если они косноязычны и сбивчивы, задавайте дополнительные вопросы. Благодаря таким беседам не только улучшается речь и расширяется кругозор, но и развиваются внимание и память.
Одно из важнейших школьных умений — умение действовать по инструкции. Необходимо внимательно слушать задание и точно выполнять указания, данные взрослым. Это один из основных компонентов школьного обучения. Формируется это умение в играх по правилам - лото, домино и пр. Но возможно его "освежить и закрепить". Нарисуйте картинку — домик, к которому ведут несколько дорожек, вдоль дорожек - грибы, ягоды, цветы, деревья. Предложите ребенку попасть в домик, "пройдя", например, мимо гриба, ягоды, цветка и двух елок. Так же можно поиграть и на улице — дать ребенку "карту" с последовательностью ориентиров, чтобы, не зная «пункта назначения» заранее, он нашел его с помощью графической инструкции.
К сожалению, очень мало внимания уделяется развитию мелкой моторики руки. На тестировании психолог сразу видит неуверенные, дрожащие линии, карандаш, зажатый в кулаке или в щепоти, и делает закономерный вывод — "рука не готова к письму". А ведь мелкую моторику нужно и можно развивать — лепкой, конструированием из мелких деталей, вырезанием маникюрными ножницами, нанизыванием маленьких бусин. Своеобразным "контролем результатов" могут выступить игры "Проведи машину в гараж", "Где чей дом" и т. п., где ребенку нужно, не отрывая карандаша от бумаги, провести прямую или извилистую линию от одного предмета к другому. Результат считается хорошим, если нет существенных отступлений от образца, ребенок проводит черту уверенно, и при этом карандаш не рвет бумагу.