Несколько лет тому назад в издательстве "Линка-Пресс" вышла в свет замечательно маленькая и замечательно умная книжка под редакцией В. А. Петровского, которая называлась «Семьи-минутка».
ИЗ ЗАДАЧ ПИАЖЕ
Жан Пиаже - великий швейцарский психолог прошлого века, автор всемирно известной теории развития мышления у детей.
Шаг 1
Покажите ребенку два карандаша одинаковой длины (это могут быть и две палочки, две спички и т. п.). Выровняйте их строго относительно друг друга, вот так:
Спросите малыша, одинаковы ли карандаши по длине. Только в том случае, если он скажет, что да, сделайте второй шаг.
Шаг 2
Сдвиньте один карандаш относительно другого следующим образом:
При этом скажите: "Смотри, что я делаю".
Шаг 3
Вновь спросите ребенка, одинаковой ли длины карандаши. Задайте вопрос в той же форме, в какой он звучал прежде.
Шаг 4
Не спорьте с ребенком, если его ответ не совпадает с Вашим.
Комментарий
Дошкольники, чем они младше, тем чаще воспринимают нижнюю палочку как ... (проверьте сами).
Ответ для задания с палочками: нижняя палочка обычно воспринимается ребенком как более длинная (пока он не научится восстанавливать равновесие, мысленно помещая палочку в исходное положение).
ИЗ ЗАДАЧ В. А. ПЕТРОВСКОГО, или НЕВИДИМКА В ЗЕРКАЛЕ
Вадим Петровский – выдающийся отечественный психолог нашего века, специалист в области детской психологии, семейный консультант
Шаг 1
А) Подойдите к зеркалу и посмотрите на себя повнимательней — это вы?
Б) Закройте один глаз и убедитесь в том, что вы по-прежнему отражаетесь в зеркале.
В) Закройте оба глаза и мысленно спросите себя, остались ли вы в зеркале?
Что у вас получилось? Поздравляю, вы проявили удивительную смекалку!
Шаг 2
Подведите к зеркалу вашего ребенка и проделайте с ним А), Б), В), только вопрос "Есть ли ты в зеркале?" (когда зажмурится) задайте вслух.
Шаг 3
Порадуйтесь вместе, если ребенок ответит так же, как и вы. А если он ответит иначе — тоже порадуйтесь!
Дети дошкольного возраста, а иногда и младшего школьного полагают, что в зеркале их не осталось. Дети — маленькие берклианцы. Вы, наверное, помните несносного идеалиста Беркли, который говорил, что "существовать" и "быть видимым" (воспринимаемым) — это одно и то же.
Психолог Маша Ломова продолжила этот эксперимент
Я спросила у ребенка: "Осталась ли в зеркале Я?" (глаза его в этот момент были закрыты, и только что он сказал, что его в зеркале не осталось).
"Ты есть, — ответил мне ребенок. — Ведь ты не закрывала глаза!"
И тогда я завязала глаза Чебурашке, и малыш увидел, что тот в зеркале остается, хотя и "не видит" себя.
"Вот это да! — закричал мой подопечный. — Значит и я остаюсь в зеркале, когда закрываю глаза!"
Для него это было подлинным открытием.
Приглашаем вас поделиться своими открытиями.