Плоско-вальгусная установка стопы у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма. Нарушения мышечного тонуса, общая мышечная слабость, недоношенность, длительные острые респираторные вирусные заболевания, бронхиты, пневмонии и, особенно рахит неблагоприятно сказываются на состоянии стоп.
При плоскостопии происходит чрезмерное растяжение мышц и связок внутренней части стопы, голеностопного сустава и голени, стопа изменяет свое центрированное положение, голеностопный сустав смещается внутрь, а пятка кнаружи. В таком положении резко затрудняется стояние, ходьба, бег, прыжки. Также резко уменьшается амортизирующая функция стоп и возрастает нагрузка на позвоночник и головной мозг.
Одним из основных методов лечения является детский массаж. Его действие осуществляется за счет дифференцированного воздействия на расслабленные, растянутые мышцы и связки, укрепление их, расслабление напряженных мышц, в результате чего восстанавливается баланс сил, действующих на кости стопы и она постепенно принимает нормальное положение.
Неотъемлемой частью лечения является применение лечебной гимнастики, которая закрепляет полученный результат. Сочетание массажа и гимнастики дает долговременный и стойкий эффект. Следует помнить, что процесс исправления дефектов стоп достаточно длительный, но только при условии непрерывности возникнут условия, способствующие нормальному развитию и росту нижних конечностей.
При лечении используются следующие методики:
При выраженной плоско-вальгусной стопе на ботинок с внутренней стороны подошвы набивают набойку, благодаря которой продольный свод стопы занимает более высокое положение, к наружной стороне подошвы набойка уплощается. Прежде чем набить на подошву набойку, надо снять каблук, а затем, после установления на подошве набойки, прибить его. Конкретные размеры могут подобрать в ортопедическом салоне.
Носить целый день обувь с набойками для коррекции положения стопы не следует. Между тем необходимо, чтобы сам связочно-мышечный аппарат стопы ребенка был активизирован, для чего рекомендуются массаж и специальные упражнения, проводимые повторно в течение дня.
Полезно менять в течение дня обувь (ботинки и туфли) с набойками на обычную, правильно подобранную. В мягкой, валяной обуви ходить нельзя.
Обувь: должна отвечать следующим требованиям: ботинок должен быть несколько выше лодыжек, задник твердый. Подошва упругая (не мягкая, но и не совсем жесткая). Шнуровка ботинка должна обеспечить фиксацию голеностопного сустава. Пальцы ног свободны (не сдавлены). Летние туфли должны отвечать тем же требованиям, естественно, кроме высоты задника. Фиксация голеностопного сустава обеспечивается также шнуровкой.
Ношение такой обуви можно рассматривать как определенную укладку с фиксацией. В этом положении можно наиболее физиологично выполнять упражнения в ходьбе.
Проводится массаж передней и внутренней групп мышц голеней, стоп и пальцев, особенно I пальца, для улучшения их супинаторных функций (приемы поглаживания, растирания, разминания). Для наружных групп мышц голеней и стоп применяются приемы поглаживания, легкого растирания, вибрации. Массаж сочетают с лечебной гимнастикой, его делают до и после гимнастики.
Пассивные упражнения (выполняются медленно, пластично)
1. Исходное положение: лежа на спине. Сгибание и разгибание стоп в голеностопных суставах проводятся поочередно для правой и левой ноги. Одноименной рукой производится сгибание разгибание стопы, другой фиксируется голеностопный сустав.
2. Приведение стоп в такое положение, чтобы ступни обеих ног касались друг друга. Хорошо если вы дадите ребенку какой-нибудь предмет, что бы он мог захватывать его ступнями например мячик.
3. Вращение стоп в голеностопных суставах (поочередно) в обе стороны. Одноименная рука массажиста производит движения, другая поддерживает голень в нижней трети.
Конкретные комплексы поможет составить методист ЛФК в поликлинике.
Активные упражнения (с помощью взрослого)
Исходное положение сидя на стуле (с 10 мес). Захват пальцами ноги мелких предметов (карандашей, палочек).
1. Исходное положение сидя на полу, на коврике по-турецки Взрослый держит ребенка за руки. По его просьбе встань, ребенок встает на наружные края стоп взрослый слегка помогает ему; при этом у ребенка в положении стоя ноги перекрещены, по возможности прямые. При повторении упражнения менять положение ног ребенка так чтобы в исходном положении сидя сверху была поочередно то левая, то правая нога. Иногда требуется помощь еще одного человека (один придерживает стопы ребенка, другой поддерживает его за руки).