Данная выдержка представляет собой отрывок из книги Г.Б. Moниной и Е.К. Лютовой "Проблемы маленького ребенка" (СПб.: Издательство "Речь", 2002), в которой вы найдете множество полезных практических советов. В книге описываются также специальные интересные игры, которые помогут ребенку справиться с психологическими трудностями.
Начнем с того, что книга должна соответствовать возрасту ребенка и его возможностям, иначе вряд ли удастся его заинтересовать. Хотя, если взрослый не заставляет слушать весь текст книжки, а просто показывает понятные малышу картинки, то можно воспользоваться и книжками для более старшего возраста и даже взрослыми журналами. Если же книгу читают ребенку полностью, то желательно, чтобы сюжет ее был простым, с четкой последовательностью событий.
Часто дети хотят сами "почитать" книгу: они ее листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая первые книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на прочность страниц и обложки. Книжки с объемными, выдвигающимися картинками не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша еще не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, достаточно тонок и предназначен для более деликатного обращения.
По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребенок сам смог переворачивать страницы и переносить книгу с места на место.
Иллюстрации должны быть понятны ребенку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.
Когда книжка уже куплена, перед родителями встает новый вопрос: как читать ее, чтобы у ребенка появился интерес к чтению?
Прежде всего, опять-таки надо учитывать возраст ребенка и его возможности. Так, один ребенок уже может подолгу сидеть с мамой и завороженно слушать даже сложные для него истории, а другой вырывается и убегает, как только родители начинают ему читать. Некоторые дети уже в год (а бывает, и раньше) живо интересуются книгами, повсюду носят их, без конца перелистывая страницы, рассматривают картинки и "читают" вслух. Они с огромным удовольствием слушают, когда им читают взрослые. Но случается, что и трехлетнего ребенка не удается заинтересовать книжкой.
Почему? Причин может быть много:
- в выбранной книге нет интересных картинок (их может быть слишком мало, или они непонятны);
- взрослые читают слишком быстро или слишком медленно, а, возможно, слишком долго, и ребенок не в состоянии усидеть на месте;
- a может, малыш просто устал, плохо себя чувствует или хочет в этот момент заниматься чем-нибудь другим. Бывает даже и так, что родители, осознавая безусловную пользу чтения, стараются при помощи хитрости, а иногда даже и силы усадить ребенка к себе на колени и почитать ему. Тогда ребенок чаще всего начинает вырываться, а если и сидит смирно, то, скорее всего, вряд ли слушает маму или папу.
Первой книжкой для малыша может стать и семейный фотоальбом (ребенок будет перелистывать его вместе с вами, узнавать себя самого, а затем и близких людей). Дети, которые уже умеют говорить, называют альбом "книжкой про Настю" (Катю, Сережу и др.). И, как водится, "книжка про меня" становится любимой и желанной для ребенка на долгое время.
А вот Сесиль Лупан (Сесиль Лупан – известный французский детский психолог, автор многих книг, в том числе и переведенных на русский язык (С. Лупан. Поверь в свое дитя. – СПб.: Дельта, 1996)) предлагает показать ребенку, что книга - это не просто предмет, который купили в магазине, а результат вашего с ним взаимодействия, игры. Малышу предлагается сочинить вместе с вами текст (если малыш уже умеет разговаривать) и стать главным героем новой книги.
Тема может быть выбрана любая, но обязательно связанная с ежедневными занятиями ребенка. Если у него существует какая-то проблема (например, ребенок не хочет ходить в детский сад, не желает расставаться с соской и др.), то сделанная вместе с ним книга поможет и ему, и вам. Мы предлагаем вам познакомиться с такими книжками (их авторами были совсем маленькие дети и их родители, посещавшие наши тренинги в Институте практической психологии "Иматон").
КНИЖКА "МОЯ СЕМЬЯ"
Книжка подойдет для детей, которые начали посещать детский сад и плохо адаптируются к новым условиям.
Книжка может быть выполнена в виде раскладушки, иметь контуры домика, а можно использовать и обычный фотоальбом.
На каждой странице наклейте фотографию одного из членов семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры, а также домашних животных - любимцев малыша. Если под рукой нет фотографий, можно нарисовать каждого члена семьи. На обложке книжки или на последней странице можно поместить фотографию всей семьи или дома, в котором живет ребенок.
Формат книжки лучше выбрать маленький, чтобы она поместилась в кармашке платьица или рубашки. Тогда малыш, загрустив в детском саду, может достать книжку и полистать ее, называя по имени маму, папу и др.
Как правило, это занятие отвлекает ребенка от невеселых мыслей. А воспитатель воспринимает это как просьбу о помощи, сигнал о том, что малышу требуется уделить внимание.